К содержанию раздела MBA Форум
На главную страницу Карта сайта

"Ты помнишь, как все начиналось?"

Интервью компании MBA Consult, в котором достаточно подробно освещены многие вопросы, с которыми мне пришлось столкнуться в процессе поступления в бизнес-школы

Какими критериями вы руководствовались при выборе школ?
Вы выбирали только из европейской Топ-10?
У вас нетипичный опыт подготовки к поступлению. Как вы распланировали свой год, как готовились к тестам, как боролись с языком, где брали рекомендации?
Чем отличались эссе в школах, куда вы подавали документы?
Когда пришли письма о том, зачислены вы или нет, и были ли feedback'и?
Как построены занятия в школе?
На чем специализируется школа?
Преподаватели сильные?
Вы были на кампусе Oxford?
Атмосфера школы?
Каков состав школы по национальностям? Какие страны представлены?
Сколько человек в классе?
А как же организуется индивидуальное обучение?
Уровень жизни в Англии высокий?
Вы, когда рассказывали о том, как готовили пакет документов, упомянули о том, что надо быть оригинальным. Вы разработали целую стратегию?
Вы ушли с работы на такой долгий период. Вас просили объяснить на интервью такой большой перерыв в стаже? Как вы написали об этом в своих эссе?
В каких школах вы проходили интервью? Какие вам вопросы задавали?
Когда вас впервые посетила мысль получить образование МВА?
Ваши советы поступающим?

Какими критериями вы руководствовались при выборе школ?

Основной критерий - продолжительность обучения. Я ушел с работы за год до поступления, и все это время отвел на подготовку. Многие готовятся к поступлению без отрыва от работы. Поскольку я для себя выбрал другой путь, мне обязательно надо было поступить на одногодичную программу, чтобы компенсировать потерянный год.

В связи с этим у меня резко сократилось количество потенциально возможных школ. Одногодичные программы в основном характерны для Европы, в Америке их почти нет.

Поэтому американские школы я поначалу для себя отмел, но позже я узнал, что там тоже есть такие программы: в Kellogg, программа Sloan в Stanford и в MIT. Но в Kellogg очень маленький класс на одногодичной программе, и соответственно очень высокий конкурс.

В Европе тоже не очень большой выбор получается. Так, одна из самых известных европейских школ - LBS - не попала в мой список, потому что на тот момент у них также не было одногодичной программы. Хотя сейчас, на сколько я знаю, там такая программа появилась.


Вы выбирали только из европейской Топ-10?

Когда выбираешь школы, так или иначе, смотришь на рейтинги. В основном, я ориентировался на рейтинг Financial Times, но решил не ограничивать себя только школами из Топ-10. В первую очередь в мой список попали INSEAD и Kellogg. Следующим критерием отбора школ - стала их "брэндовость" - их узнаваемость. В результате у меня сформировался список из четырех школ: INSEAD, Kellogg, Oxford и Cambridge. Понятно, что первые две - это топовые школы, последние - брэндовые. Многие могут возразить, что Oxford и Cambrige - это абсолютные брэнды только для России, что эти школы хороши в классическом образовании, но в плане бизнес-образования они котируются ниже. Соглашусь, но с оговорками: тот же Oxford последнее время очень сильно набирает обороты.

Кроме того, в моих планах вернуться в Россию, и я в большей степени ориентируюсь на российского работодателя. Поэтому для меня важно, чтобы у школы был брэнд, узнаваемый именно в России. Наглядный пример: когда я говорил своим знакомым, что поступил в Oxford, все делали большие глаза и действительно восхищались этим фактом. А потом, когда я добавлял, что поступил еще и в INSEAD, на них это не производило никакого впечатления, потому что хоть школа и стоит выше в рейтинге, но ее название обычному человеку ничего не говорит.

Хотелось бы пояснить эту ситуацию, еще вот какими рассуждениями. Для меня MBA - это не единственное и достаточное условие для того, чтобы "найти себе тепленькое местечко". Прежде всего, от MBA я ожидаю получить знания и "расширение кругозора". В этом плане, при всем моем уважении к школам с "громкими" именами, не думаю, что эти аспекты обучения критически отличаются в разных школах.

Степень MBA для меня - это также еще один "штрих к портрету". Такой же, как предыдущее образование и опыт работы, навыки и внешний вид. Сами по себе эти "штрихи" мало что решают, однако, присутствуя в одной картине, создают общее о ней впечатление. Я думаю, Oxford MBA хорошо вписывается в мою картину.


У вас нетипичный опыт подготовки к поступлению. Как вы распланировали свой год, как готовились к тестам, как боролись с языком, где брали рекомендации?

Действительно, опыт нетипичный и он может вдохновить других аппликантов. Основное препятствие, которое мне предстояло преодолеть - английский. Когда я приступил к подготовке в конце 2003 года, я не так хорошо знал английский, как большинство людей, поступающих на программы МВА, те, кто заканчивал спецшколы, МГИМО, работали с иностранцами. Специфика моей работы не требовала отличного знания английского языка.

Как сдать экзамены и пройти интервью на английском? Я прекрасно отдавал себе отчет, что это будет большая проблема. Поговорив с людьми, кто уже сдавал все эти тесты, я решил, что, прежде всего, необходимо готовиться к GMAT'у. Наверное, неочевидный шаг, хотя мне кажется абсолютно правильный. Несмотря на то, что у меня был довольно слабый английский, я не стал заниматься TOEFL, а сразу же перешел к GMAT. Мне порекомендовали хорошего преподавателя. Когда я пришел к ней первый раз, она дала мне тестовые вопросы, чтобы проверить мой уровень. После этого, она произнесла историческую фразу: "Давно у меня не было студента с таким слабым английским". Как теперь уже видно, для меня это не стало критичным моментом. Я занимался с начала декабря, и в апреле уже сдал GMAT на 650 баллов, потом в мае пересдал на 660.

В процессе подготовки к этому тесту, я понял, что для того, чтобы сдать его успешно, совсем не обязательно знать в совершенстве английский. Почему? Для того, чтобы сдать GMAT успешно, надо хорошо знать один аспект языка - чтение на английском. Причем чтение специфичных GMAT'овских текстов и заданий. Осознав это, я понял, как могу побороть этот экзамен. Я не стал особенно сильно налегать на грамматику или усиленно практиковаться в разговорной речи. Вместо этого, я сконцентрировался на том, чтобы максимально расширить свой словарный запас именно за счет специфической GMAT'овской лексики, чтобы потом можно было свободно разбираться в его вопросах и текстах. Мне даже пришлось создать собственную методику запоминания иностранных слов в процессе подготовки к экзаменам. С теми же математическими вопросами у меня проблема была не в том, чтобы их решить, а с тем, чтобы понять, что требуется в задании. В результате из тех полутора минут, которые даются в среднем на решение одной задачи, половина уходила на понимание и перевод, а сорок пять секунд оставалось на то, чтобы ее решить. Это, конечно, сложно. Поэтому для тех, кто хорошо знает английский, это большое преимущество. Что касается самих математических заданий теста GMAT, на мой взгляд, для того чтобы с ними справиться, диплом мехмата МГУ не нужен. Для решения большинства задач хватает житейской логики и базовых школьных знаний. Для поступающих, чей английский не native, математика - это отдушина, за счет которой они подтягивают свои итоговые баллы. Вербальная часть с ее насыщенностью редкими грамматическими пассажами и логическими вопросами, представляет сложность и для людей с родным английским, что уж говорить про иностранцев.

После того, как я сдал GMAT со второй попытки на 660 баллов, я понял, что для того, чтобы набрать заветные 700 баллов (что было моей изначальной целью) можно еще долго мучиться, и потратить на это кучу времени, нервов и сил, но тогда я уже выбьюсь из графика. И я решил пока остановиться на достигнутом. Я размышлял следующим образом: пока не буду больше сдавать GMAT, займусь TOEFL, подучу язык (я чувствовал, что даже после сдачи GMAT английский у меня оставался однобоким, и моих знаний не достаточно для сдачи TOEFL). Подумал, что сейчас налягу на грамматику, разговорный, увеличу словарный запас, а потом пойду сдавать опять GMAT на базе уже более совершенного английского. Это была ошибка! Потому что когда я через месяц попытался вспомнить GMAT, я понял, что забыл практические все, вплоть до того, какие там есть подсекции. Поэтому мой совет: лучше "добивать" один экзамен до конца - до необходимого вам количества баллов, сохраняя концентрацию в нужной области и не отвлекаясь на другие вещи. А потом, когда цель достигнута, переходить к другому экзамену. Правда, здесь важно не впадать в другую крайность: не ставить слишком высокую планку. Я знаком с людьми, которые сдавали GMAT более десятка раз с целью набрать заветные 700+. Даже если это, в конце концов, и удается, на сколько это эффективно и оправдывает затраченные ресурсы? Как оказалось, мне хватило набранных мной 660 баллов, чтобы удовлетворить формальные требования школ, в которые я поступал.

Что касается подготовки к TOEFL, то, пообщавшись с сотрудниками MBA Consult, я решил, что было бы неплохо поехать в англоязычную страну, пожить в языковой среде. В результате, я поехал готовиться к экзамену в Англию в город Скарборо. Вернувшись через месяц, я не стал заниматься уже ни с какими преподавателями, самостоятельно в течение месяца прогонял тесты-эмуляторы, и с первого раза сдал экзамен на 263 балла. Это меня вполне устраивало: 250 - минимальный уровень, который требовался в три из четырех школ, куда я подавал документы, в INSEAD необходимый минимум - 260. Все-таки TOEFL гораздо легче GMAT.

Поскольку теперь времени оставалось мало, я решил больше GMAT не трогать. Знающие люди сказали, что 660 баллов - это нормальный уровень. Сдав тесты, решил сконцентрироваться на эссе и на остальных документах.


Чем отличались эссе в школах, куда вы подавали документы?

Конечно, есть определенный набор вопросов, которые присутствовали у всех школ. Но были и различия, вплоть до разной технологии подачи. В три школы я подавал документы в бумажном виде, в INSEAD - в электронном.

Некоторые проблемы с рекомендациями в INSEAD возникли именно из-за современной системы подачи документов. Что получается? Ты даешь адрес электронной почты рекомендателю, он должен по этому адресу зайти, зарегистрироваться, запомнить свой пароль, потом, когда найдет время, снова найти адрес, вспомнить пароль и ввести всю необходимую рекомендательную информацию. Процесс может быть, и не сложный. Но из-за невозможности контролировать его напрямую лицом заинтересованным, т.е. мной, он постоянно подвисал. Сегодня человек зашел, завтра он об этом забыл. Но я взял на себя большинство функций, вплоть до хранения пароля. Контролировал, приезжал к рекомендателям. Мы сидели вместе за компьютером, и всю эту информацию вместе вводили. Т.е. здесь надо проявить настойчивость, и понимать, что никто кроме вас самих в этом процессе не заинтересован.

Многие говорят о том, что желательно получить хотя бы одну рекомендацию от иностранца, но мне, к сожалению, этого не удалось. У меня все рекомендатели были русские, причем на английском не говорил никто (мой бывший шеф владеет французским, но мы не стали писать рекомендацию на этом языке, хотя в INSEAD можно было бы попробовать, было бы оригинально). Вот что я сделал, чтобы решить эту проблему. Я договорился, что штатные переводчики тех организаций, в которых работают мои рекомендатели сделают английский перевод этих рекомендаций, с соответствующей оговоркой в самом тексте. И эти варианты прошли.

Несмотря на то, что в моем списке было четыре школы, я успел подать только три пакета документов. В Cambridge я не стал отсылать документы, хотя они были и готовы, так как к тому времени я уже был зачислен в Oxford, а Cambridge был у меня резервным вариантом. Все три школы пригласили меня на интервью. Отсюда я сделал вывод, что по формальным признакам все мои документы их устроили: и экзаменационные баллы, и рекомендации.


Когда пришли письма о том, зачислены вы или нет, и были ли feedback'и?

Получилась очень интересная ситуация, на которой опять же хотелось бы акцентировать внимание, потому что здесь можно допустить серьезную ошибку. Я решил, согласно моему плану, что буду подавать документы в первом раунде в Kellogg и Oxford. В INSEAD в установленную дату окончанию первого раунда я подготовить пакет не успел - мне не хватило буквально двух дней. Поэтому я думал, что подаю во второй раунд.

Те школы, в которые я подал в первом раунде, обязаны огласить свое решение до середины января. У INSEAD окончательное решение по второму раунду в марте. И вот какая могла бы получиться ситуация. Допустим, что Oxford меня принял, и просит внести безвозвратный депозит, который идет в зачет стоимости обучения, и гарантирует закрепление за поступившим места в потоке. Этот депозит должен быть оплачен в течение месяца. От INSEAD же решение будет только в марте, и я, не зная еще финального ответа от французской школы, оказываюсь в затруднительном положении. С одной стороны, не зная точного ответа от INSEAD, я заплачу деньги в Oxford, а, получив приглашение и выбрав французскую школу, потеряю их. Сумма достаточно большая, около 8 тыс. долларов. С другой стороны, если я не заплачу эти деньги, а INSEAD меня не возьмет, то я пролетаю и там, и там. Очень сложная ситуация, никому такой не пожелаю. Поэтому мой совет: подавайте документы во все школы в одном раунде, либо в приоритетные для вас в первом, в остальные позже.

К счастью для меня, все устроилось благополучно. INSEAD, несмотря на то, что я подал документы позже окончания формальных deadlines первого раунда, все равно зачислил их в первый. Поэтому мне удалось избежать описанной выше ситуации. Письма из школ пришли практически одновременно в течение одного месяца. Но все ответы были разные. Первым пришел ответ из Oxford, положительный. Я очень обрадовался, задрал нос, и подумал, какой я, наверное, ценный студент для школ. Я уже мысленно решал дилемму выбора между INSEAD, Kellogg и Oxford.. А потом, как пыльным мешком по голове, - ответ из Kellogg, отрицательный.

Теперь я стал с еще большим нетерпением ждать ответа из INSEAD, приоритетной на тот момент для меня школы. Ответ был ни да, ни нет, а именно, пресловутый waitlist: "вы хорошо выделяетесь на фоне кандидатов, но мы вас пока не берем. Но в случае каких-нибудь обстоятельств, мы можем вас принять". Существуют стратегии поведения для того, чтобы сняться с waitlist: добивать приемные комиссии, проявлять активность, еще рекомендаций добрать и так далее. Но все равно вероятность попасть с листа ожидания в группу не велика.

И вот я на waitlist в INSEAD, при это Oxford требует оплаты депозита. Опять неопределенность. Решил не рисковать, заплатить деньги в Oxford, и не подтверждать свое место в waitlist. И какого же было мое удивление, когда через две недели, после того, как я проплатил депозит, мне приходит письмо из INSEAD: "Поздравляем, вы приняты". И тут опять дилемма: остаться в Oxford или пожертвовать оплаченными деньгами и зачислиться в INSEAD. Еще когда я размышлял о том, стоит ли подтверждать свое место в листе ожидания, я решил, что даже если INSEAD снимет меня с waitlist, то скорее всего определит меня на Сингапурский кампус. У INSEAD два кампуса: европейский в Фонтенбло и азиатский в Сингапуре. Традиционно, на европейский кампус конкурс больше. И действительно, меня зачислили на азиатский, несмотря на то, что я в своих документах указывал Фонтенбло. Это было для меня решающим моментом, потому что жить и учиться хотелось именно во Франции, в Фонтенбло. Кроме того, в INSEAD на момент поступления надо уже на хорошем уровне знать второй иностранный язык. Но у меня и с первым были проблемы. Когда я выбирал для поступления INSEAD, я думал, что как только они мне дадут положительный ответ, я сразу начну активно учить французский (мне нравится этот язык) и все будет ОК. А тут меня зачислили в Сингапур, и какой там язык учить, японский, китайский, корейский? Не греет… Все эти факторы оказали влияние на мое решение: я буду учиться в Oxford.


Как построены занятия в школе?

Я не зря сказал, что Oxford сильно продвигается в плане бизнес-образования. Сама система там очень интересная. Они отличаются от других школ тем, что из всего года, который ты проводишь там, непосредственно само обучение занимает около девяти месяцев, оставшиеся три месяца отводятся на написание реального бизнес-проекта. Либо студенты сами предлагаю идеи, либо проекты заказывают сами компании, каждая в своей области.

И вот команда из пяти человек, на которые разбивают группу, занимается проработкой этого проекта, общается с компанией, исследует предметную область. И на выходе получается рабочий бизнес-проект. В статьях о школе пишется, что многие из этих работ получили продолжение, более того стали отдельными бизнесами, которые сейчас хорошо функционируют, занимают успешные ниши на рынке. Это уникальный опыт.


На чем специализируется школа?

Школа специализируется на General Management. Это направление также было критерием отбора.


Преподаватели сильные?

Последнее время школа стала делать на этом сильный акцент. Приглашаются известные люди. А для того, чтобы стать топовой школой, необходимо иметь замечательных преподавателей со всего мира. Они приглашают профессоров из INSEAD и других топовых бизнес-школ и университетов.

Так что я уверен, школа будет развиваться. Если учесть отличную базу и брэнд Оксфордского университета, то, что Англия - ведущая европейская страна, то я думаю, что у этой школы есть все шансы, чтобы попасть в Top-15 в ближайшие 10 лет.


Вы были на кампусе Oxford?

Я был на кампусе два раза. Первый раз - когда ездил в языковую школу, второй раз - когда приезжал на интервью. Мне очень понравился кампус. Несмотря на то, что Оксфорд - старый город, кампус самой школы очень современный. Школа молодая, и она великолепно оборудована: аудитории, Интернет, беспроводной доступ.


Атмосфера школы?

По словам моей знакомой, заканчивающей курс в этом году, как повезет: "Одна группа думает исключительно об учебе, только и работают, что над проектами, больше ничего не видят. Но есть нормальные, типа нашей. Мы собрались, у нас ровно час на то, чтобы все сделать. Час закончился, всё, идем заниматься extra curriculum activities".

Не секрет, что для многих, и для меня в том числе, МВА - это не только возможность получить дополнительные знания, но это еще и возможность расширить свой кругозор, пообщаться с новыми людьми, с которыми вряд ли выпал бы случай встретить в другой ситуации. Если вы решили инвестировать свои деньги в МВА, то надо выжимать по полной.


Каков состав школы по национальностям? Какие страны представлены?

Школа позиционирует, как свое конкурентное преимущество, высокий уровень интернационализации. Школа для нашего класса организовала специальный форум, и я, глядя на переписку, вижу студентов из Китая, Японии, Грузии. Я просмотрел профайл класса, и обнаружил, что со мной будут учиться студенты из 30 стран! В прошлом потоке были представлены 40 стран!

Примечательно, что в классе очень много жителей Соединенных Штатов. Это при том, что США традиционно считается родиной бизнес-образования и славится своими сильными школами! Очень интернациональный класс. Русских пока двое (включая меня), но формирование класса еще не завершено, так что в наших рядах возможно прибавление.


Сколько человек в классе?

В прошлом потоке было 174 студента. Думаю, в этом году будет примерно столько же.


А как же организуется индивидуальное обучение?

В школе действует такая система, когда весь поток разбивают на маленькие группы так, чтобы максимально диверсифицировать ее по опыту работы студентов, по возрасту, национальности. И дальше эта группа работает вместе.


Уровень жизни в Англии высокий?

Англия очень интересная страна в этом отношении. Лондон по стоимости жизни занимает 4-е место среди всех городов мира (Москва, кстати, 12-е). Однако, на мой взгляд, уровень цен в Англии (особенно если это не столица, а провинциальный город) приемлемый на все, кроме жилья. На жилье цены просто непомерные, и на покупку, и на аренду. Даже Москве, где, казалось бы, высокие цены на недвижимость, есть куда расти в этом плане.

Поэтому надо отдавать себе отчет, что много денег будет уходить на жилье. А все остальное, не столь существенно. Машины в Oxford не требуется. Это город, недружественный автомобилистам. Там все передвигаются на велосипедах.


Вы, когда рассказывали о том, как готовили пакет документов, упомянули о том, что надо быть оригинальным. Вы разработали целую стратегию?

В первую очередь через эссе. Это же определяющий фактор, особенно если все остальное средненькое. Для написания эссе надо приложить максимум времени, усилий, обдумать все, найти свою отличительную особенность. Но это не гарантирует успеха.

Достаточно часто говорят - поставьте себя на позицию члена приемной комиссии, перед которым лежит стопка пакетов документов. Ведь ему надо в течение дня просмотреть из них полсотни, но выбрать он должен ваш. Это как в магазине, когда перед тобой полка однородных продуктов, и ты обратишь внимание на тот продукт, который отличается от других.

Принимая в расчет все эти рассуждения, я решил, что надо создать хорошее впечатление не только содержанием эссе, но и оставить визуальное впечатление.

И я сделал фотографии, иллюстрирующие важные события моей жизни, например, фотография со свадьбы, и подпись к ней: "Это моя семья, она очень много для меня значит". Была у меня фотография проводов с работы: на банкете мне дарят большой коллаж с пожеланиями моих коллег. Эта фотография должна была показать, что я, уходя с работы, сохранил отличные отношения с командой, которая меня ценит. В Oxford я послал фотографию, на которой я был запечатлен на фоне бизнес-школы, чтобы показать, что я серьезно интересуюсь именно этой школой. Когда я проходил интервью на кампусе, мой интервьюер в конце беседы достал из папки фотографии, сказал, что это очень интересно и обращает на себя внимание. Он попросил рассказать поподробней о том, что на них изображено. Эта стратегия сработала, как и было задумано, и, возможно, именно она помогла выделиться из армии поступающих, и продвинуться на следующий этап - интервью. На него меня пригласили все три школы, куда я подавал документы.


Вы ушли с работы на такой долгий период. Вас просили объяснить на интервью такой большой перерыв в стаже? Как вы написали об этом в своих эссе?

Как не странно, на интервью этот вопрос мне задали только один раз. Но в эссе я уделил ему много внимания.

Когда мы общались на эту тему с консультантами MBA Consult, то подумали, что это может стать проблемой. В самом начале, мы решили обойти этот вопрос, немножко слукавить, сказать, что я ушел в семейный бизнес. Благо, что в какой-то степени так оно и было. А потом как-то само собой получилось, что решили рассказать всё как есть.

Почему я ушел с работы? Я ушел с работы по объективным причинам, не потому что мне лень стало работать.

С одной стороны я понимал, что мне необходимы дополнительные знания, чтобы развиваться. С другой стороны, мне уже было 30 лет, и если я хочу получить степень MBA нужно это делать сейчас, и преодолеть этот путь за минимальное время. Чтобы максимально быстро поступить, необходимо целиком посвятить себя процессу подготовки и выделить для этого все возможное время. Поэтому, уйти с работы, чтобы высвободить необходимые временные и физические ресурсы, на мой взгляд, вполне логичное решение. Кроме того, я проработал семь лет, и мне необходимо было сделать перерыв, чтобы передохнуть, осмотреться вокруг, поставить перед собой новые цели и поработать над их осуществлением. Я подумал, что если я могу объяснить это себе, то смогу убедить в этом и школу. И написал все это в эссе. Тот факт, что все школы пригласили меня на интервью, свидетельствует о том, что мои доводы были приняты.


В каких школах вы проходили интервью? Какие вам вопросы задавали?

Интервью на кампусе я проходил только в одной школе, в Oxford. Причем они жестко сказали: только в школе, и только в определенный день - в день открытых дверей. В Kellogg и INSEAD мне предложили пройти собеседование с выпускниками этих школ, которые живут в Москве.

В Kellogg у меня было одно интервью, в INSEAD - два. С выпускником Kellogg я общался два часа, причем все время на английском языке. У меня сложилось об интервью нормальное впечатление, хотя и были эти каверзные для меня вопросы про работу. В INSEAD я проходил интервью тоже здесь, в Москве. Причем одно из них было с иностранцем, с немцем. У него интересная история, работал в Германии, был инженером. После окончания INSEAD, стал заниматься финансами, работал в Турции в компании "Пепси", сейчас работает в России в компании, которая выпускает сухарики "Три корочки". Его история, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует тему, как степень MBA помогает изменить профессию и сферу деятельности. С ним было достаточно формальное интервью, минут сорок пять, в основном в рамках стандартных вопросов "Why MBA? Why now? Why INSEAD?". Потом было интервью с русской девушкой, сейчас она работает в Shell. Мы общались в неформальной обстановке, в кафе. Интервьюер была очень доброжелательна, и собеседование оставило у меня самые благоприятные впечатления.

Вообще, на мой взгляд, интервью с выпускниками - это дополнительный фактор риска. Люди бывают разные. Выпускник школы подсознательно может видеть в поступающем своего конкурента. Если я, также как и он, закончу ту же школу, мы с ним будем, как бы одинаковые продукты из одной коробки. А рынок сбыта для этого продукта един и ограничен. Эти ощущения могут повлиять на его отчет об интервью.

Кстати, здесь просматривается дополнительное преимущество Oxford перед INSEAD. INSEAD, ежегодный поток выпускников в котором превышает 800 человек (из которых достаточно много русских), уже называют конвейером, штампующим MBA. В Oxford, как я уже сказал, класс около 170 человек и за все время существования этой школы, русских выпускников наберется не более двух десятков! Есть о чем подумать.

Вторая возможность прохождения интервью - на кампусе. В этом случае у меня опыта меньше, как я уже говорил, на кампусе я проходил только одно интервью - в Oxford. Мне в большей степени импонировал, чем отталкивал тот факт, что интервью было формальным. По времени оно заняло всего полчаса. У преподавателя школы, с которым я общался, был строгий график, до меня кандидат был, после меня сразу же вошел следующий. Он задавал те же стандартные вопросы: Why MBA?, Why now?, Why Oxford?. До этого, мне удалось собрать о нем некоторую информацию. В частности, я узнал, что он сам выпускник INSEAD, основное направление его научной работы - интеллектуальная собственность и что он увлекается велосипедами. Вот на эти темы мы и разговаривали, в оставшееся на интервью время. Главное, чтобы человек не чувствовал какой-то общей напряженности. В результате, по моим ощущениям, все прошло нормально, не было каких-то явных проколов, и интервьюер дал положительные рекомендации. Для себя я решил, что лучше проходить интервью на кампусе, с членом приемной комиссии. Меньше риск необъективного подхода.


Когда вас впервые посетила мысль получить образование МВА?

На работе постоянно испытывал нехватку знаний в различных областях: стратегия, маркетинг, управление людьми. Понимал, что необходим новый виток обучения, который бы заполнил выявленные пустоты и был бы осмыслен с учетом уже приобретенного опыта. И все это в один узелок связалось.


Ваши советы поступающим?

Помимо уже озвученных советов, хочу обратить внимание на, пожалуй, последний подводный камень на пути к заветному MBA. Это - виза. Есть такое мнение, что чем раньше начнешь заниматься этим вопросом, тем лучше. Наверное, так оно и есть. Я, особо не напрягаясь по этому поводу, дотянул до июня. В июне, наконец, взял себя в руки, собрал все документы, и отдал в визовую службу. Причем был уверен, что визу дадут без проблем, у меня уже была до этого английский виза и много шенгенских. Однако мне позвонили через два дня и сказали, что меня вызывают на интервью в посольство. Уже неприятно. А когда я приехал в посольство, прождал полдня в очереди и, наконец, попал на интервью, узнаю для себя удивительную новость: оказывается, они не могут рассматривать сейчас мое заявление на визу, поскольку сделать это можно не раньше, чем, чем за шесть недель до отъезда!

А недавно мне стало известно, что в связи с террактами в Лондоне, срок получения визы может достигать одного месяца.

Неприятные моменты, которые треплют нервы. Поэтому мой последний совет: узнавайте заблаговременно в посольстве все нюансы получения визы.

Удачи всем и исполнения вашей мечты!

Материал подготовлен Яниной Башировой, специальным корреспондентом компании MBA Consult.
Обсудить материал или задать вопрос в форуме
Наверх Содержание
Copyright © 2005 Илья Прибылов