Согласно данной модели корпоративную культуру можно отнести к одному из четырех типов:
Коммуна,
Дружеская,
Меркантильная,
Фрагментированная.
Принадлежность корпоративной культуры к тому или иному виду определяется тем, в какой из четырех квадрантов на рисунке она попадает. Расположение в квадрантах определяется степенью присутствия и развитости в организации двух характеристик "корпоративного духа":
социальность и
солидарность
- Социальность: подобно смеху, который является ее отличительным признаком, зачастую приходит в компанию естественно и непринужденно. Социальность - есть мера эмоциональных, неинструментальных отношений (таких отношений, в которых люди не видят друг друга в качестве средств для достижения собственных целей) среди индивидуумов, испытывающих друг к другу дружеские чувства. Будучи друзьями, они разделяют одни и те же идеи, интересы, ценности. У них схожее отношение к происходящему. В чистой форме, социальность представляет собой тип социальных отношений, которые ценятся участниками сами по себе (без оглядки на материальные выгоды, которые эти отношения могут принести). "Мы помогаем друг-другу, разговариваем, делим радости и печали, смеемся и плачем вместе".
- Солидарность: в противовес социальности, находится не столько в сердце, сколько в разуме, хотя также может приходить естественно в группы, работающие в бизнес-условиях. Отношения базируются на совместных задачах, общих интересах, разделяемых целей, которые несут выгоду для всех участвующих сторон. Профсоюзы - классический пример группы с высокой солидарностью. Часто солидарность существует между несхожими индивидуумами и группами и не поддерживается продолжительными социальными отношениями.
Преимущества и недостатки высокой социальности и солидарности:
Высокая Социальность:
- Преимущества: работа доставляет удовольствие, мораль и боевой дух высоки - сотрудники работают упорнее. Командная работа, свободный обмен информацией, нестандартное мышление - стимулируют креативность.
- Недостатки: высокая терпимость к низкой производительности и показателям труда, преувеличенное желание всегда и во всем достигать консенсуса, социальные сети строятся на базе не рабочих факторов
Для увеличения Социальности:
- поощряйте обмен идеями, интересами, эмоциями
- нанимайте совместимых людей - таких, которые с высокой вероятностью могут стать друзьями
- способствуйте социальным взаимоотношениям между сотрудниками
- уменьшите формальности в рабочих отношениях между сотрудниками
- ограничьте иерархические различия
- ведите сами себя как друг
Высокая Солидарность:
- Преимущества: стратегический фокус, быстрый ответ и реакция, низкая терпимость к низкой производительности и показателям труда
- Недостатки: во всем ищется собственная выгода, "бои за территорию"
Для увеличения Солидарности:
- развивайте осведомленность о наличие конкурентов и угроз с их стороны: путем брифингов, корпоративных СМИ, видео, докладных записок, e-mail
- формируйте атмосферу срочности, неотложности (sense of urgency)
- стимулируйте "волю к победе"
- поощряйте коммитмент (вовлеченность) в достижение корпоративных целей
В зависимости от того, в какой степени присутствуют в организации Социальность и Солидарность, формируются 4 вида корпоративной культуры (см. рисунок):